Значение категорий рынка в маркетинговых исследованиях

Одним из главных направлений проведения маркетинговых исследований являются маркетинговые исследования рынка. В основу их проведения положено идею необходимости глубокого понимания тех процессов, которые постоянно происходят в среде бизнеса предприятия. Ведь известно, что рынок в целом характеризуется постоянными колебаниями его базовых параметров, которые формируются под одновременным влиянием многих, часто разнонаправленных тенденций развития.

Определенные, в результате проведений исследования рынка, тенденции его развития открывают перед предприятием новые возможности. При этом, также повышается адаптивность системы маркетинга предприятия к этим рыночным изменениям, что дает возможность получения дополнительных конкурентных преимуществ и достижения тех целей, которые были сформулированы в маркетинговой стратегии предприятия.

Именно поэтому, прежде всего, нужно глубокое понимание самой категории рынка для определения особенностей проведения исследования рынка или измерение отдельных его параметров и характеристик.

В маркетинговой литературе рынок определяют как совокупность всех реальных и потенциальных покупателей товара. Рынок — это институт или механизм, который объединяет покупателей и продавцов, где покупатели хотят и могут что-то приобрести, а продавцы заинтересованы в продаже товаров и согласны на обмен.

Впрочем, такое определение рынка является достаточно общим и из позиций проведения исследования рынка нуждается в определенных уточнениях. Учитывая это, выделяют такие разновидности рынка.

Потенциальный рынок
— совокупность покупателей, которые обнаруживают достаточный уровень заинтересованности к конкретному рыночному предложению.

Этот рынок определяет основное направление развития маркетинговой деятельности предприятия на перспективу и является отправной точкой относительно определения портрета потребителя его продукции. Важнейшими направлениями маркетинговых исследований потенциального рынка выступают также исследования уровня осознания потребителями определенной потребности или меры удовлетворенности имеющимися товарными предложениями конкурентов.

Доступный рынок — это совокупность покупателей, которые не только проявляет заинтересованность (то есть потребительские запросы), но и имеют достаточный доход и доступ к конкретному рыночному предложению.
Следовательно, доступный рынок существенно отличается от потенциального рынка благодаря обеспеченности необходимыми для приобретения определенной продукции ресурсами. Однако с развитием современных технологий продукция, которую предлагают потребителям, все больше усложняется.

Потому, анализируя рынок, иногда исследователю нужно учитывать не только имеются ресурсы потребителя или уровень его заинтересованности определенным товарным предложением. В некоторых случаях существенным рыночным параметром будет выступать необходимость определенной подготовки к потреблению такой продукции.

Потому в маркетинге выделяют такую категорию рынка, как квалифицировано доступный рынок.

Квалифицированно доступный рынок — это совокупность потребителей, которые проявляют заинтересованность, имеют достаточный доход, доступ к конкретному рыночному предложению, а также необходимую квалификацию для его потребления (например, правовую возможность приобрести).

Показательным здесь есть рынок автотранспорта, где существенным ограничением относительно покупки выступает не только доход потребителя, но и своя предыдущая подготовка к потреблению данного продукта вместе с определенными ограничениями правового характера (например, возраст).

Также, в процессе исследования рынка выделяет целевой рынок предприятия. Целевой рынок это часть квалифицированно доступного рынка, избранная предприятием для последующей деятельности.

Целевой рынок предприятия - это одно из главных маркетинговых понятий. Собственно, он характеризует основное направление концентрации корпоративных ресурсов во время осуществления производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности при условиях конкуренции. Определение целевого рынка требует от предприятия всестороннего понимания потребностей его представителей, четкого определения портрета целевого потребителя, а также той потребительской ценности, которую несет рынку его конкретное товарное предложение.

Рынок проникновения — это совокупность покупателей, которые уже покупают товары определенного предприятия.

Рынок проникновения определяет главный потребительский капитал предприятия. Ведь известно, что привлечение одного нового потребителя будет всегда стоить предприятию значительно дороже, чем сотрудничество и партнерские отношения с имеющимися потребителями.

Потому эта категория будет определять для предприятия круг исследовательских функций, связанных с постоянным мониторингом окружающей среды бизнеса. Тематика маркетинговых исследований рынка в таком случае будет касаться самого широкого круга вопросов: от исследования уровня лояльности к определенной торговой марке и намерениям осуществления следующей покупки к оцениванию эффективности конкретных маркетинговых мероприятий предприятия сравнительно с конкурентами.

Таким образом, можно прийти к выводу, что сама категория рынка в целом является чрезвычайно важной для проведения маркетинговых исследований рынка. При этом анализ ее разновидностей дает возможность, во-первых, глубже исследовать особенности тех важных характеристик, которыми он наделен. Во-вторых, становится возможным более четкое определение главных черт его субъектов, и прежде всего — потребителей.

© 2008-2016 Cлав-Консалтинг.

Создание сайта - Twid

Полезные ссылки
 
г. Киев, пр-кт Голосеевский, 132 (бывший пр-кт 40 летия Октября), 14 этаж, оф. 35
(093) 286-01-47
(044) 229-79-10