Главные источники информация для исследования рыночной конъюнктуры (часть 2)

При исследовании рыночной конъюнктуры специалисту-исследователю нужно помнить, что эту и любую другую вторичную информацию собирают и для других целей. Потому в пределах осуществления конкретного маркетингового исследовательского проекта важно предусматривать разработку форм таких дополнительных или производных данных, которые бы отвечали текущим целям и освещали сущность исследуемых явлений.

Кроме этого, информация, которая нужна для маркетингового исследования конъюнктуры рынка, может содержаться в отчетах других подразделов предприятия, например, отделов сбыта, логистики, планового отдела. Крайне важным источником конъюнктурной информации выступают посреднические структуры, которых предприятия вовлекают в работу в каналах деления и которые непосредственно контактируют с представителями целевого рынка предприятия.

Если перед исследователем появляется задание проведения исследования рынка с целью определения перспективных направлений ее развития, очень ценным источником информации будут выступать специализированные выставки, ярмарки и конференции. Во время их проведения делается возможным непосредственный контакт с персоналом фирм-конкурентов, с их продукцией и официальной отчетностью.

С целью решения такого поискового задания полезно проводить экспертные исследования среди управленческого персонала или руководящего состава собственного предприятия. В некоторых случаях, например в ходу поисковых за характером исследований рыночной конъюнктуры, полезным будет использование методов мозгового штурма или метода Дельфи. Общая цель, которой будут пытаться достичь исследователи в таком случае, будет заключаться в получении от группы специалистов согласованной мысли по поводу исследуемой проблематики. Характер полученной таким способом информации преимущественно будет описательным, но такие исследования могут оказаться единственным источником доступной информации, если, например, невозможно получить непосредственной информации об исследуемом явлении. Основой этого будет выступать квалификация и опыт работы на определенном рынке ведущих специалистов компании из разных структурных подразделов.

Таким образом, исследователь сможет получить обобщенное мнение экспертов не только относительно текущего состояния конъюнктуры (как определенного товарного рынка, так и общеэкономической конъюнктуры), но и относительно перспектив или прогнозных направлений ее развития в будущем. При этом стоит отметить, что вопросы прогнозирования конъюнктуры рынка детальнее будут рассматриваться дальше.

Иногда в процессе конъюнктурных исследований рынка предприятия придется принимать решение о проведении специализированных исследований. Полученная таким образом информация будет иметь характер первичной. Примерами этого являются выборочные опросы покупателей в предварительно отобранных торговых сетях по тематике конъюнктурных оценок, а также торговому или управленческому персоналу посреднических организаций.

В некоторых случаях, также полезными могут оказаться рыночные наблюдения, в частности по ценам, действиям конкурентов и методам продвижения продукции. При этом ряд важных функций может выполнять система мерчандайзингу предприятия, ведь главное задание его заключается не только в успешной презентации товара в торговых сетях и обеспечении его оперативного снабжения, но и в налаживании длительных и эффективных коммуникаций с такими сетями.

Описанным выше целям сбора конъюнктурной информации служат периодические панельные исследования потребителей. Примерами тематики таких исследований могут быть исследование относительно структуры потребительских расходов на отдельные виды продукции (товарные категории), инфляционных ожиданий, общей стоимости жизни и тому подобное. При этом исследователи разрабатывают специальные формы (дневники и тому подобное) для фиксации необходимой информации, которые предлагают заполнить отдельным членам панели. Впрочем, такие исследования преимущественно проводят специализированные исследовательские учреждения, потому заинтересованные в такой информации предприятия могут оформить подписку на ее получение.

© 2008-2016 Cлав-Консалтинг.

Создание сайта - Twid

Полезные ссылки
 
г. Киев, пр-кт Голосеевский, 132 (бывший пр-кт 40 летия Октября), 14 этаж, оф. 35
(093) 286-01-47
(044) 229-79-10